Исцеление бесноватого отрока описано во всех трех синоптических Евангелиях:

 

От Матфея 17:14-21

Когда они пришли к народу, то подошел к Нему человек и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? приведите его ко Мне сюда. И запретил ему Иисус, и бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час. Тогда ученики, приступив к Иисусу наедине, казали: почему мы не могли изгнать его? Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: `перейди отсюда туда', и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас; сей же род изгоняется только молитвою и постом.

 

От Марка 9:17-29

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

 

От Луки 9:38-42

Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли. Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас? приведи сюда сына твоего. Когда же тот еще шел, бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его.

 

Клиника заболевания описана достаточно полно и позволяет уверенно поставить диагноз эпилепсии.

 

Кратенькая справочка.

Эпилепсия известна с глубокой древности. Перу самого Гиппократа принадлежит трактат об эпилепсии «О священной болезни», написанный за 400 лет до Рождества Христова. Именно так называли это заболевание в древней Греции и Риме, ибо полагали, что эту болезнь человеку посылают боги. Многие великие люди древности страдали ею, например: Сократ, Платон, Плиний, Юлий Цезарь, Калигула – список можно продолжать долго.

 

Поэт Тит Лукреций Кар, живший за столетие до Рождества Христова, описывает большой эпилептический припадок практически теми же словами, как и Евангелисты:

 

Мало того: человек, поражённый внезапным припадком,

Часто у нас на глазах, как от молньи удара, на землю

Падает с пеной у рта и, дрожа всеми членами, стонет;

Нет сознания в нём, сведены его мускулы корчей,

Дышит прерывисто он и разбитый лежит, обессилев.

Всё это нам говорит, что душа, расторгаясь в суставах

Силой болезни, кипит и пенится, как на солёном

Море бушуют валы под напором неистовым ветра.

Стон вырывается тут, потому что стесняются болью

Члены, и так как всегда семена извергаются крика,

Идя наружу, из уст, и, склубившись вместе, несутся

Торной дорогой, какой выходить постоянно привыкли,

А помраченье ума происходит, когда возмутятся

Дух и душа и, как я указал, разделяясь на части,

Врозь раздробятся они и расторгнутся этим же ядом.

После ж, как вспять повернёт источник болезни и в недра

Едкая влага назад, отравившая тело, вернётся,

Как в опьяненьи, больной поднимается, мало-помалу

В чувство приходит опять, и душа его вновь оживает.

 

Вот симптомы перечисляемые Евангелистами:

 

где ни схватывает его, повергает его на землю (Мк)

многократно дух бросал его и в огонь и в воду (Мк)

часто бросается в огонь и часто в воду (Мф)

Больной эпилепсией падает «как подрубленный» в том месте, где застал его припадок. Он не способен проконтролировать, куда он упадет – и действительно может рухнуть и в огонь, и в воду. У больных часто случаются травмы головы и различные повреждения от падения на какие-либо предметы.

 

он испускает пену (Мк)

упал на землю и валялся, испуская пену (Мк)

терзает его, так что он испускает пену (Лк)

Пена – также один из характерных и широко известных признаков эпилептического припадка. Люди, симулирующие эпилепсию, частенько жевали мыло, чтобы выглядеть достоверней.

 

скрежещет зубами своими (Мк)

Тризм (судорога жевательных мышц) – также характерен для клиники большого эпилептического припадка. Сильное сжатие челюстей вызывает скрежет. Больные эпилепсией во время припадка вследствие тризма иногда даже откусывают себе часть языка.

 

дух сотряс его (Мк)

вскрикнув и сильно сотрясши его (Мк)

его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает (Лк)

бес поверг его и стал бить (Лк)

Тут описан не только непосредственно судорожный припадок (сотрясает, бьет, колотит – так порой и сегодня описывают судороги), а и еще один характерный симптом – непроизвольный вскрик перед началом припадка, обусловленный спазмом голосовой щели и судорожным сокращением мышц груди. В психиатрии этот симптом носит красивое название «крик чайки». Ну вот любили врачи в старину образные выражения – «крик чайки», «малиновое желе», «барабанные палочки», «рисовый отвар» и прочее тому подобное. Хорошо помогает запоминать симптоматику.

 

цепенеет (Мк)

вышел; и он сделался, как мертвый (Мк)

Потеря сознания после припадка – также обычное явление при эпилепсии.

 

Евангелист Матфей указывает еще один симптом:

в новолуния беснуется

Полнолуние и новолуние – давно известное время учащения приступов эпилепсии. Одной из бессудорожных форм эпилепсии является лунатизм – сумеречное помрачение сознания, связанное именно с этими фазами луны.           

Судорожные припадки в эти периоды также известны с глубокой древности.

Знаменитый русский психиатр Гиляровский пишет об этом:

Сохранились упоминания о лунной болезни (morbus iunaticus) египтян. Арабам были известны способы лечения судорожной болезни, настигающей людей в новолуние.

И до сегодняшнего дня полнолуние и новолуние значатся в списках факторов, провоцирующих эпилептические припадки.

Возможно, под словом «беснуется» отец отрока имел в виду сумеречное помрачение сознания в новолуние. В состоянии сумеречного помрачения сознания больные эпилепсией совершают множество сложных действий, не отдавая себе в этом отчета (лунатизм – одна из форм таких психических автоматизмов). В таком состоянии больные эпилепсией совершают иногда ужасные преступления. Тот же Гиляровский, например, описывает, как одна больная отрезала руку своему ребенку, другая держала ребенка над огнем, третий – заколол вилами жену и т.д. Очнувшись, больные амнезируют совершенное ими в период приступа.

 

В связи с неразвитостью медицины в Иудее две тысячи лет назад, возникновение припадков приписывали действию бесей, что и зафиксировали Евангелисты. Подобное отношение к описанному в Евангелиях сохранялось в христианском мире довольно долго.

Первое упоминание об описанном как о заболевании из обнаруженного автором нашлось у Святителя Григория Паламы:

 

Итак, говорится, что когда Иисус пришел к Ученикам и к народу, бывшему в то время с ними, и спросил о чем у них речь, тогда некто из народа, в ответ, сказал Ему: "Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема: и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими и оцепеневает". Почему же он испускал пену и скрежетал зубами и оцепеневал? - Потому что у одержимых бесом сначала и больше иных частей тела подвергается бедствию мозг, ибо этот психический центр бес использует, как некий плацдарм, откуда уже, как бы из некой крепости, он угнетает все тело; а когда бедствует мозг, тогда на нервах и на суставах тела выделяется некий воспалительный процесс, препятствующий нормальной функции, исходящей из психического центра; и на основании этого происходят смятение и разбитость и бессознательные движения всеми управляемыми волею частями тела, и особенно челюстями, как наиболее близкими к первично пострадавшей части (т.е. - к мозгу). Вследствие же большой выделяемости влаги, стекающейся к устам чрез каналы и по причине близости к мозгу и когда усиленное дыхание не может правильно происходить по причине нарушенности правильности функций органов, у несчастных появляется пена на устах. Поэтому-то тот бесноватый испускал пену и скрежетал зубами, страшно ударяющимися друг о друга в безумном возбуждении. Оцепеневает, сохнет же он после сего по причине тяжкого бесовского вреда: ибо как вследствие действия солнечных лучей создающиеся пары, затем, если эта теплота увеличивается, ею же, наконец, и уничтожаются, рассеявшись, так происходит и от вреда от беса: издаваемая влага внутренностей, немного затем, когда это вредное бесовское действие увеличивается, израсходуется, как и вообще свойственная телу влага, и сей бесноватый, в результат этого, сохнет т.е. оцепеневает.[1]

 

Совсем без бесей в этом описании не обошлось, однако ж святитель излагает не принципы бесовских воздействий, а воззрения медицины его времени на происхождение припадков.

 

Впервые из того, что я смогла найти, происходившее прямо названо эпилепсией у святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В комментариях к главе «Жизнеописание равноапостольной святой мироносицы Марии Магдалины» в его «Житиях Святых» мы находим следующее:

 

Влияние бесов на одержимых ими людей обнаруживается всегда через влияние их на тело; душа человека теряет при этом свою власть над телом, между телом и душою вторгается какая-то чуждая сила, которая пагубно действует на телесные органы души. Бес сначала поражает нервную систему тела и действует чрез нее, производя те же самые симптомы, какие производятся и другими влияниями, нарушающими правильную жизнь тела. Бесовская сила действует не через духовную и нравственную природу, а через физическую и умственную природу. В Иуду Искариота предателя вошел диавол, то есть подвиг на предательство, но Иуда не был одержим бесом. Бесноватость обнаруживается в ясновидении, когда одержимые бесами признавали Христа Сыном Божиим (Лк.4:34), также в безумстве, в эпилепсии, немоте, скорченности, в слепоте (Мрк.5:3; Лк.8:27; Мф.9:32 и др.).

 

У святителя Димитрия признаками одержимости бесями названо ровно то же, что можно назвать заболеваниями с точки зрения психиатрии. И стоит заметить, что умница святитель Димитрий не забывает указать: «Бес сначала поражает нервную систему тела». То есть, в его время уже было понятно, что генез перечисленных болезней – «нервный». А вот причина самих болезней была еще неизвестна, поэтому он приписывал ее воздействию «вторжения чуждой силы меж душой и телом». Сегодня уже понятно, что никаких «чуждых сил» никуда не вторгалось, а эпилепсия (равно как и психогенные мутизм и слепота, а также психогенные параличи и парезы) эффективно лечится. Интересные такие беси – от таблеток бегают…

 

К настоящему времени диагноз «эпилепсия» по отношению к описанному у Евангелистов применяется в православии все чаще и чаще в связи с повышением общей грамотности православного священства.

Так, например, священник Московского храма Святых Космы и Дамиана в Шубине Георгий Чистяков в своем труде «Над строками Нового Завета» пишет:

 

Или эпизод, когда Иисус исцеляет мальчика, страдающего эпилепсией. Отец его прибегает, как рассказано в Евангелии от Марка, со словами: «Верую, Господи! Помоги моему неверию» (Мк 9; 24). Эта сцена есть не только у Марка и у Луки, но и у Матфея. Но Матфей передаёт её буквально в двух словах, без каких бы то ни было деталей. Он всегда говорит о чудесах не просто конспективно, но ещё как-то прессует события.[2]

 

…у Марка (9: 17-27), и у Матфея (17: 14-18 ), и у Луки (9: 38-42) описывается исцеление мальчика-эпилептика. В Евангелии от Марка отец, придя к Иисусу, просит исцелить сына, подробно описывая приступы у ребёнка: «Где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами своими и цепенеет». Дальше идёт диалог, который есть только в Евангелии от Марка: «И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (9: 21-24).[3]

 

Ещё одно подтверждение - сцена исцеления бесноватого отрока. Евангелист Матфей рассказывает о болезни этого мальчика без особых подробностей: он беснуется, бросается то в огонь, то в воду, то есть попросту выглядит умалишенным. В изложении Марка все гораздо конкретнее, по его тексту можно даже поставить точный диагноз: это эпилепсия. Лука же описывает болезнь совсем иначе. Его не ужасает отталкивающая картина эпилептического припадка, поскольку ему, врачу, наверняка приходилось оказывать помощь таким пациентам.

Внимание Луки сосредоточено на страданиях больного отрока, который перед приступом вскрикивает, а когда припадок «насилу отступает», бывает совершенно измученным. Это именно то отношение к человеческому страданию, без которого профессия врача немыслима.[4]

 

Настоятель храма Трех Святителей протоиерей Владислав Свешников на сайте храма в разделе «Слово настоятеля» приводит фрагмент проповеди на Евангелие от Марка 9:14 «Верую, Господи, помоги моему неверию», начинающуюся с таких слов:

Болезнь отрока, от которой исцелил его Иисус, судя по описанным в Евангелии признакам, очевидным по теперешним психиатрическим представлениям, характеризуется как эпилепсия… Эпилепсия - тяжелая, трудноизлечимая психическая болезнь с припадками.

 

Отец Владислав, правда, связывает заболевание «с очень сильным развитием греховной страсти» и бесовскими воздействиями, но вряд ли медицина окажется с ним в согласии. Причины эпилепсии давно уже прояснены, и бесей в ней не найдено, зато найдены вполне эффективные средства ее лечения.

 

В программе курса «Закон Божий» воскресной школы Братства во имя Всемилостивого Спаса храма Святителя Николая в Кузнецах открытым текстом значится:

Изгнание бесов – гадаринский бесноватый, юноша-эпилептик (Мф. 8,28; 17,14)[5]

Аналогичное мнение можно встретить и в работах представителей других Христианских конфессий. Например, у протестантов об исцелении Христом эпилепсии пишет У.Баркли. Исцеление эпилепсии упоминается в изданном еще в 1868 году Библейском энциклопедическом словаре Нюстрема. И т.д.

 

Остается непроясненным последний момент. Почему Христос сказал ученикам о том, что изгонять это заболевание нужно постом и молитвой? Если это беси, такой совет безусловно понятен. А если это болезнь – при чем тут пост и молитва-то?

Для начала стоило б заметить, что слово «пост» в исходном Греческом тексте отсутствует. Стих 29 Евангелия от Марка по-гречески выглядит так:

και είπεν αυτοις, Τοũτο το γένος εν ουδενι δύναται εξελθειν ει μη εν προσευχη

Подстрочный перевод:

И Он сказал им этот род в ничём может выйти если не в молитве.

В греческом же Евангелии от Матфея стиха 21 попросту НЕТ. За словами о горе и горчичном зерне сразу идет текст о пребывании в Галилее.

Пост впервые появляется в латинском переводе Блаженного Иеронима:

et dixit illis hoc genus in nullo potest exire nisi in oratione et ieiunio (Марк 9:28 - а не 9:29 как в Синодальном переводе)

Вероятно, оттуда он и позаимствован переводчиками Библии на церковно-славянский, а затем и русский языки. То есть, исходно предлагалась только молитва – причем не было обещано, что она непременно поможет.

Но против добавки Блаженного Иеронима никаких возражений нет. Один из моих друзей замечательно прокомментировал это добавление:

Я так понимаю, что «пост» добавили не с дурной головы, а чтобы обозначить нечто типа «тихое молитвенное житие», ну примерно. Оно, конечно, может и пост включать. Важно, что имелось в виду не просто - разовая молитва, а некий стиль, уклад жизни. Почти «домашний режим». В терминах тех лет, когда жил переводчик, добавка «и пост» вполне могла обозначать как раз такой уклад, а не только сам пост.

 

С медицинской же стороны можно сказать, что как соблюдение режима жизни, так и соблюдение режима питания – очень важны для страдающих эпилепсией. Российский эпилептолог Фомичев отмечает, что

лечение эпилепсии голоданием известно издревле. Предположительно, оно связано с возникновением во время голодания ацидоза (повышенное содержание кислот) и кетоза (повышенное содержание продуктов неполного окисления жирных кислот – кетоновых тел).

Диета с ограничением различных сахаров и животных белков (мяса) и сегодня во многих случаях применяется и дает положительный эффект при заболевании эпилепсией.

Алкоголь эпилептикам прямо противопоказан как один из факторов, способных провоцировать приступы заболевания. Переедание также относится к провоцирующим факторам. Так что пост (как пищевое ограничение) прямо показан для эпилептиков.

Практически в любом тексте про эпилепсию можно также найти и указания на необходимость размеренной спокойной жизни, избегания переутомления, стрессов и сильных эмоций, соблюдения режима сна и т.п. Ряд занятий для эпилептиков и сегодня не рекомендован или запрещен медициной, несмотря на все успехи в лечении этого заболевания.

Таким образом, пост и молитва в смысле «тихое и благоразумное молитвенное житие» – также прямо показан для больных эпилепсией, не отрицая силы самой молитвы, безусловно.

Смело можно сказать, что Христос сумел всего в двух словах прекрасно выразить все необходимые рекомендации для больного отрока-эпилептика, могущие помочь не допустить возобновления приступов.

 

Мы видим, что эпилепсия уже фактически заняла свое место в рассуждениях об этом случае, потихоньку вытесняя беснование. То, что названо в Евангелии «одержимостью духом» и «беснованием», на самом деле - эпилепсия. И в этом мнении уже сходится часть православного (и не только!) священства и даже один православный святой.


Сноски:


[1] Свт.Григорий Палама. Омилия XII. В Неделю четвертую Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов.

[2] Свящ.Георгий Чистяков. Над строками Нового Завета. Часть вторая. Глава «Особенности Евангелия от Матфея»

[3] Свящ.Георгий Чистяков. Над строками Нового Завета. Часть вторая. Глава «Особенности Евангелия от Марка»

[4] Свящ.Георгий Чистяков. Над строками Нового Завета. Часть первая. Глава «Четыре Евангелия».

[5] Официальный сервер Отдела Религиозного Образования и Катехизации Русской Православной Церкви. Программа церковной (воскресной) школы Братства во имя Всемилостивого Спаса (храм свт. Николая в Кузнецах)

 

 

Использованная литература (помимо указанной в сносках):

Общая психиатрия (под. ред.Тиганова А.С.).
М.А. Копылова, М.А. Терещук. Современные аспекты эпилепсии.
В.А.Гиляровский. Психиатрия.
С.И. Фомичев. Эпилепсия в вопросах и ответах.
Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Перевод Ф.А.Петровского.
Жития Святых по изложению святителя Димитрия митрополита Ростовского.
Уильям Баркли. Комментарии к Новому Завету.
Эрик Нюстрем. Библейский энциклопедический словарь (историко-религиозный), 1868 г.
Новый завет. Текст Русского Синодального перевода Библии.
Вульгата (Valgata versio). Перевод Библии на латынь, выполненый Блаженным Иеронимом Стридонтским (405 г.) 
Интерлинеарный Греческо-Русский Новый завет (Донецкая христианская библиотека).

 

© Karolinka, апрель 2009 - январь 2011.